Сальса

Сальса

Современная латиноамериканская музыка зародилась на Кубе, где смешались ритмы африканских барабанов и звучание испанской гитары, дав жизнь таким танцам, как сон (Son), дансон (Danzon), ча-ча-ча (Cha-cha-cha), мамба (Mambo), сальса (Salsa), румба (Rumba), и ритмам карнавала. Даже танго (Tango) зародилось на Кубе…

Сальса

Вообще, афро-кубинская музыка, к которой принадлежит сальса, имеет свою интересную историю, так как родилась в результате симбиоза двух культур – европейской (испано-арабской) и африканской. Чтобы не отвлекаться от темы, скажем только, что от испанцев афро-кубинская музыка унаследовала струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму, а от рабов-африканцев (в основном, выходцев племен банту, йоруба и карагали) – барабаны и различные ударные инструменты, манеру разделения на певца и хор и своеобразный стиль исполнения, при котором хор повторял несколько раз estribillo (припев). Коренные жители, индейцы, на музыку не повлияли никак, т.к. были истреблены колонизаторами на Кубе почти полностью.

В основе кубинской музыки лежит стиль сон, считающийся основой всех кубинских музыкальных жанров. Во многих песнях, созданных в этом стиле, описывается жизнь «гуахиро» (кубинских пастухов)- их радости и печали, надежды и разочарования.

Изначально сон был распространен в основном в восточной части Кубы, особенно в самом Сантьяго и Сьерра Маэстра, а также в провинции Гуантанамо, и звучал на проводившихся там праздниках Chango. Приобретать популярность это музыкальное течение стало с 1892 года, благодаря исполнителю Нене Манфугас (Nene Manfugas), исполнявшему его вместе со своей группой, Son Montuno, на проводившихся в Сантьяго карнавалах. Инструмент, на котором играл Нене, представлял собой деревянный ящичек с тремя струнами и назывался tres. И в настоящее время этот инструмент считается одним из символов сона. Сам же припев, представляющий собой повторение в разных вариациях ключевой фразы песни, стал именоваться montuno. Основными инструментами, используемые тогда при исполнении сона, были упомянутый ранее трес, гитара (как наследие испанцев), бонго, маракас, клаве (два последних обычно использовал солист) и, наконец, маримбула и ботиха (позже замененные контрабасом).

После конца войны с Испанией в 1898 году, кубинские сельские жители принесли народные гитарные мелодии в Гавану. В 1909 году сон распространяется по всей территории Кубы, а в 20-х годах повсеместно исполняющие сон квартеты преобразуются в секстеты. Новое звучание в конце второй декады XX века ритм приобретает, когда к стандартной группе инструментов присоединяется труба, и секстеты становятся септетами.

В 30-е годы огромное влияние на сон оказывают карибские ритмы, затем, по мере его распространения в Южной и Северной Америке, североамериканские и латиноамериканские, постепенно подводя его к тому, что мы сейчас называем сальсой.

Сальса Касино

Базовый шаг начинается на любую долю, в течение всего танца сохраняется ритмика. Очень много музыкальных импровизаций. Касино — это кубинский танец, который начал развиваться с середины 20 века. Примерно в 1956 году в клубе Casino Deportivo, отдельные пары стали отделяться от общей руэды («руэда» — колесо), которую любили танцевать в этом клубе и танцевали отдельно от всех пар. Так возник парный танец Casino, который принял название места, в котором он исполнялся.

Геометрический рисунок танца — в основном круговой, но также встречаются линейные компоненты — в основном это заимствования из сона и румбы. Центром круга, как правило является центр между партнером и партнершей. Характерной особенностью кубинского стиля являются узлы (сложные фигуры руками) и особенная пластика. Руки партнера и партнерши иногда разрываются, особенно в уличном касино, но при этом танец чаще всего сохраняет круговую динамику. Во многих странах, танцуя касино используют так называемый «теп» (короткий и легкий шаг на паузу).

Отличительно от других стилей, для касино характерно близкое расположение партнеров относительно друг друга, особенно в закрытой позиции.  Базовый шаг, являющийся основой для танца, — это «гуапея» (исп. «guapea»), при этом партнеры расходятся и сходятся в паре. Не путайте гуапею с шагами «мамбо» — в мамбо партнеры движутся вперед-назад, сохраняя расстояние в паре.
Для касино характерны небольшие шаги и согнутые колени, что позволяет касинеро акцентировать движения бедер во время танца. Это отличительная черта кубинского стиля. Касинеро вообще не стесняются активно двигать корпусом, плечами и ногами, что во многом свойственно африканским танцам. Во время танца пара всегда двигается по кругу (даже во время вращения!), а не в линию.

 Набор элементов чаще всего заканчивается элементом «диле ке но» (исп. «dile que no»). Это простая комбинация шагов удобна для завершения одной цепочки элементов, возвращения в исходное положение и перехода к другим элементам.

Стандартны для касино произвольные комбинации проходок, вращений и поворотов, а также узлов. Количество спин-поворотов и суматохи в танце минимально.

 Использование «тэпов», заполняющих музыкальные паузы (шаг, шаг, шаг, пауза/тэп), типично для касино. Впрочем, вы вправе сами решать, использовать вам это украшение в танце или нет. Вы также можете делать «тэп» в одних элементах и не делать в других. Учтите, что быстрый ритм не всегда позволяет использовать «тэп» в танце.
В настоящее время для танцующих касино свойственно иногда расходиться и танцевать отдельно, хотя и рядом друг с другом (зачастую — напротив). Это делается в том случае, когда в музыке есть переходы на более жесткие и ритмичные проигрыши. Самые распространенные элементы, которые вы можете потанцевать сольно – это «деспелоте» (исп. «despelote»), представляющее собой круговые движения бедрами, плечами и руками, и «темплеке» (исп. «tembleque») – тряска всем телом. Эти и многие другие элементы заимствованы из традиционных африканских, афро-кубинских танцев и реггетона.

На Кубе последнее время получила распространение тенденция занятия партнерами главной роли не только в части выбора элементов и ведения в паре, но и в части украшения пары и создания общего впечатления о паре, игры на публику. Вместо традиционной демонстрации красоты и таланта своей партнерши, партнеры во время танца активно демонстрируют свои способности и привлекательность. Кубинцы танцуют касино не только в паре.

 Возможны следующие варианты:
— руэда дэ касино (исп. «rueda de casino»): круг из нескольких пар, синхронно исполняющих элементы по команде ведущего – кантора (исп. cantor);
— триос/куартетос дэ касино (исп. «trios/cuartetos de casino»): один мужчина танцует с двумя или тремя женщинами;
— касино суэльта (исп. casino suelta): несколько человек танцуют, встав по одной линии и также под руководством кантора.

Кубинцы черпают вдохновение из музыки! Касинеро слушают музыку не только для того, чтоб танцевать в ритм; касинеро не танцуют подряд все элементы, какие только знают. Они стараются подобрать элементы, которые бы гармонично вписывались в ритмический и эмоциональный рисунок музыки.
Повороты или комбинации поворотов обычно носят испанское название, отражающее суть элемента или описывающее его. К примеру, «сетента» (исп. «setenta» — 70) — название элемента, связанное с 1970-ми годами, когда касино стало популярным на Кубе, и многие элементы были придуманы кубинцами именно в эти годы. Другой элемент – волнообразное движение, которое одновременно совершают оба партнера — носит название «йогур» (исп. «yogur» — йогурт), тем самым подразумевая, что элемент – «пальчики оближешь!».
Касинеро для того, чтобы танцевать в музыку, слушают удары музыкального инструмента «клаве» (исп. clave). Этот инструмент задает ритм для кубинских музыкантов и потому служит хорошим ориентиром для танцоров.

Кубинцы, танцуя, не задумываются о том, что должны танцевать строго на «1» или «2». Они придумали более удобный и приятный, кстати, способ: танцевать «в ритм» или «не в ритм». Проще говоря, они могут танцевать и на «1», и на «2» — всё зависит от их субъективного восприятия музыки. Безусловно, более быстрая и разнообразная по ритмическому рисунку тимба скорее всего будет использована кубинцем для танца на «1», а вот медленный сон – для танца на «2».

Кубинцы не склонны использовать термин «сальса» для определения популярного танцевального или музыкального направления. Для них, как для создателей, есть существенная разница между каждым танцем, пришедшим к нам из далекого солнечного острова Кубы, будь то мамбо, сон, ча-ча-ча, конга или касино. Многие кубинцы утверждают, что такой танец, как касино, и такой музыкальный стиль, как тимба, есть ни что иное, как современный стиль кубинского сона.

Бачата

Бачата (bachata) — это музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер — 4/4. Музыка, как правило, характеризуется умеренным темпом; тексты песен повествуют о страданиях неразделённой любви и жизненных невзгодах.

Как правило, возникновение бачаты связывают с напряжённой социальной обстановкой, сложившейся в Доминиканской Республике к началу 60-х годов XX века после свержения диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо (Rafael Trujillo). Однако отдельные исследователи утверждают, что существуют источники, упоминающие бачату и в ранее время — в 1922 и 1927 годах.

В те времена бачатой или кумбанчатой (исп. bachata, cumbanchata) называли шумные вечеринки бедняков. Эти сборища бедноты устраивались буквально где угодно — во внутренних двориках домов или же просто в тени деревьев на улицах. Музыка таких сборищ-бачат считалась вульгарным порождением низших классов, песнями нищих кварталов, повествующими о проблемах бедняков, неразделённой любви и прочих жизненных невзгодах. Именно поэтому бачату называют «musica de amargue» — музыка горечи.

В музыкальном отношении бачата представляет собой смесь болеро и доминиканского сона, при этом характерной особенностью бачаты является отсутствие в ней ритма «клаве», что подтверждает её оригинальное доминиканское происхождение. Долгое время в Доминиканской Республике существовал негласный запрет бачаты как «низкого жанра»: песни в этом стиле не ставились на дискотеках и не передавались по радио, записи не продавались в магазинах грамзаписи.

Переломным временем в истории бачаты стали 80-е годы XX века. До этого бачату в своём творчестве использовали лишь исполнители так называемой «альтернативной музыки», которые напевали эти печальные песни на ночных вечеринках в качестве своего рода эмоциональной разрядки. Со временем музыканты поняли, что бачата прекрасно подходит для передачи таких чувств, как ностальгия, меланхолия и тоска и стали шире использовать эту её экспрессивную сторону.

Хореография бачаты сравнительно проста: четыре шага из стороны в сторону либо вперед-назад с акцентом на последний, в этот момент нога вытягивается немного вперед и ставится на мысок либо на пятку. Партнёры танцуют на очень близком расстоянии друг от друга, совершая также легкие круговые движения сцепленными в замок руками. Главная цель в танце — тесный контакт с партнером, поэтому поворотов крайне мало, но довольно часто используются боковые проходы и «перекидывание» дамы из стороны в сторону.

 

Сегодня некоторые из этих кубинских танцев входят в программу спортивных бальных танцев (латиноамериканская программа), вместе с некоторыми другими латиноамериканскими танцами из стран Карибского бассейна (Куба, Пуэрто-Рико, Доминиканская республика, Центральная и Южная Америка). Их мы видим по телевизору и вживую на конкурсах в исполнении профессиональных танцоров и восхищаемся ими. Но эти танцевальные направления отличаются от бальных латиноамериканских стилей, легко разучиваются, не имеют четких правил и свободны в импровизации.

Кубинские танцы стали такими популярными, что многие говорят о "кубинском буме".

Кроме того, это отличная фитнес-тренировка высокой интенсивности. Так как эти танцы этнического происхождения, все элементы очень естественны, органичны и совершенно безопасны. В отличие от бальных танцев, они не перегружают коленные и тазобедренные суставы. Благодаря латиноамериканским танцам вы приведете себя в хорошую спортивную форму, разовьете выносливость, баланс, координацию и гибкость, что гарантирует стройное тело. Вы не только научитесь прекрасно танцевать, вы будете привлекательны и уверенны в себе в любой ситуации.

Латиноамериканские танцы для всех, кто хочет научиться танцевать под взрывные латиноамериканские ритмы, применять свое умение на любой вечеринке и в клубе, быть ярким, артистичным, эмоциональным, быть в центре внимания.

Характерные для латиноамериканских танцев страстные движения бедрами, виртуозные вращения, пластика тела, красота движения рук, чувственность, темперамент, энергия, сексуальность. А самое замечательное, что танцы раскрепощают, дарят ощущение свободы движения, подчеркивая при этом мужественность и обаяние сильного пола, привлекательность и очарование женщин, эмоциональность и страстность отношений между ними. Сами латиноамериканцы называют их танцами любви.