Человек по почерку: графологический аспект исследования

Человек по  почерку: графологический  аспект исследования

Сегодня графология по праву считается наполовину наукой и наполовину искусством, потому что графолог использует самые широкие знания из области общественных наук при анализе почерка.

Человек по  почерку: графологический  аспект исследования

Сегодня графология по праву считается наполовину наукой и наполовину искусством, потому что графолог использует самые широкие знания из области общественных наук при анализе почерка.

Например, если почерк крупный — это указывает на склонность человека к экспансивности, к тенденции «думать о главном». Другие отличительные особенности того же почерка, в частности левый наклон, помогают определить, наличие упрямства в человеке. Наличие большинства круглых букв характеризуют человека как коммуникабельного, отзывчивого, сочувствующего другим, иногда сентиментального. Преобладание угловатых букв подтверждает строптивость человека, лидерство во всем, упрямство и даже грубость.

Поскольку современное информационное общество предоставило человеку различные электронные средства коммуникации и человек уже не пишет длинных писем, графологу остается подпись, потому что в ней испытуемый отражает себя как бы в сжатой форме. Когда нет возможности получить образец письма испытуемого, графологу достаточно грамотно проанализировать подпись человека, чтобы дать векторное определение (общее направление) особенностей его характера. Помимо общей подписи важную роль играет также росчерк, различные украшения в виде завитушек, которые, как правило, многие люди оставляют в своей подписи.

В самом общем виде подпись можно рассматривать в виде «файла», который графолог помещает в свой «компьютер», после чего «сканирует» испытуемого по его подписи «файлу». Существует несколько правил (законов) расшифровки подписи, которые усваиваются в процессе практического освоения графологии как науки. Приведем наиболее общие правила образцов подписи в качестве иллюстрации.

1. Чем больше читаемых букв в подписи, тем больше открыт человек к общению и наоборот.

2. Преобладание округлых букв в подписи подтверждают наличие женского начала в воспитании испытуемого, наличие угловатых букв — мужского начала. 3. Подпись выполнена со стремлением вверх, говорит о том, что в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Как правило, таким людям присущ творческий потенциал.

4. Буквы в конце подписи имеют уменьшение и «заваливаются» по нисходящей — это признак пессимизма в характере человека. У таких людей занижена вера в собственные силы, часто проявляется слабоволие, наблюдается слабая устойчивость к алкоголю. Немаловажную роль при этом играет при этом влияние окружающей среды.

5. Определенную роль играет длина подписи. Если подпись выполнена коротко (две, три буквы), это является признаком более быстрой реакции человека, способности быстро ухватывать суть происходящего, так как не хватает терпения на более глубокий подробный анализ. Такой человек менее способен к монотонной длительной работе, требующей постоянного внимания, и он не очень любит медлительных людей рядом с собой.

6. Большую роль в графологическом анализе играет начало и конец подписи. Если в начале подписи стоят две, а то и три заглавные буквы, при отсутствии крупных образований во второй половине, то можно предположить, что человек отдает предпочтение умственному труду. Такие подписи имеют чаще всего руководители различного ранга. Умеренная нагрузка (минимум заглавных букв) первой части говорит о склонности человека к деятельности прикладного характера. Чаще всего такой человек является служащим или общественным деятелем. Наоборот, при наличии крупных образований во второй части подписи, более привлекательной для испытуемого становится практическая деятельность.

7. Заглавная буква по амплитуде значительно отличается от остальных в подписи — это говорит о капризности хозяина подписи, о его повышенной требовательности к окружающим. В то время как примерная схожесть высоты и объема букв — говорят о скромности человека, непритязательности. Подпись выполнена крупными буквами — признак независимости человека, широты натуры, расточительности.

8. Наличие мелких букв в подписи вплоть до бисера в почерке, должно насторожить графолога, потому что мелкий почерк говорит о рациональности и экономности человека, однако наличие мелкого почерка (бисера) — это признак эгоизма, скупости, болезненности, особенно если присутствует мелкий почерк с элементами вертикального всплеска — это результат перенесенного стресса, инсульта, инфаркта.

9. Последовательное соединение букв в подписи говорит о логичном характере мыслительной деятельности человека, но при этом он может быть консервативен в своих взглядах. Более гибкое мышление проявляют люди, у которых в подписи присутствуют умеренные разрывы между буквами — это указывает на гармонию желаемого и действительного.

10. Излишнее количество разрывов в подписи, особенно использование печатных букв, — чаще всего говорят о непредсказуемости человека, о необдуманном героизме, о стремлении обратить на себя внимание.

11. Хвастливость человека, его психология «павлина» проявляется в чрезмерном и ненужном украшении своей подписи в виде завитушек, крючков, ленточек. Однако иногда украшения характеризуют художественный вкус человека. В этом случае эти украшения гармоничны в подписи и говорят о творческой натуре хозяина.

12. Компактность подписи с маленьким росчерком в конце говорит о человеке, который занят конкретным видами деятельности, в некоторой степени он педант, «тактик». Напротив, размашистость в подписи — признак комбинаторного, системного мышления — это люди «стратеги».

13. О физической силе человека говорят жирные линии почерка, это же подтверждает его физическую деятельность, например, спортсмен — штангист, гиревик и т. д. Возможно это профессия, связанная с физическим трудом.

14. Довольно часто люди свою подпись завершают росчерком в виде: подчеркивания внизу по всей длине подписи, росчерка как крыши подписи, замысловатого серпантина в конце подписи, перечеркивания всей подписи одним или несколькими штрихами, удлинением уходящим вверх или горизонтально. Такие изыски в подписи для графолога является акцентами в характере человека, например:

— подчеркивание всей подписи по длине — это «бонапартизм», желание показать свою решительность бороться до конца и при этом опираться на свой фундамент и свой жизненный опыт. Принцип жизни таких людей — «Вы еще обо мне узнаете!»;

— росчерк в виде крыши над подписью — это тщеславие, гордость, стремление доказать прежде всего самому себе возможность достижения высоких результатов, это желание человека вырваться из заданной социальной среды, быть полезным максимальному числу людей. Это харизматические лидеры: президенты, полководцы;

— замысловатый серпантин, уходящий вниз в конце подписи, говорит о возможном пессимизме человека, о его ситуативной аккуратности. Такие люди не всегда доводят начатое до конца, они легко переключаются на другие дела;

— подчеркивание подписи одним или несколькими штрихами — это признак упрямства, резкости, комплекса, как результат несоответствия должности и интеллекта;

— перечеркивание штрихами подписи говорит о самокритичности человека, сомневающейся натуре, самоедстве;

— любое удлинение подписи линией уходящей вверх или горизонтально, говорит о нежелании человека допускать кого — либо в свои дела.

Чем длиннее такой «хвостик», тем нетерпимее его обладатель к различного рода приказам и замечаниям в свой адрес. Причем удлинение по горизонтали в отрыве от подписи может подчеркивать в характере человека его обособленность суждения. Такое же удлинение, переходящее в вертикальный штрих, — это способность человека проявить жесткость к другим, резкость суждений;

— наличие вертикального образования в начале подписи говорит о скудности фантазии человека. Если вертикальные образования определяют ту или иную букву, например, «в», «р», «д» и т. д., это проявление комплекса, связанного с физическими данными человека (маленький рост, физический недостаток). Человек как бы условно себя вытягивает в длину.

15. Наличие вначале подписи заглавной буквы с точкой, продолжение подписи с новой заглавной буквы с элементами читаемых букв и вертикальным штрихом в конце говорит о конкретности намерений человека, о его осторожности и осмотрительности, о рациональности мышления.

16. Подпись читаемая, выполненная ровно, как по линейке, без всяких изысков, говорит о высоком самоконтроле человека, о его рассудительности и сдержанности, о системности воспитания. Наоборот, неровная подпись, пляшущие буквы, — это признак нарушения моторики в организме человека, иногда это проявляется в несдержанности хозяина подписи, в некоторой замкнутости человека на своих внутренних проблемах. Как правило, такие люди имеют женское начало в воспитании, не отличаются большими организаторскими способностями, но проявляют себя хорошими исполнителями, отличаются научностью и коммуникабельностью.

17. Наличие в подписи различных петель характеризует человека властолюбивого, но не лидера в харизматическом смысле слова. Такие люди не всегда обладают достаточным интеллектом и способностями для того, чтобы быть харизматиком, но они заявляют о себе ярко выраженными петлями в подписи. Так, например, если подпись начинается с большой петли и переходит в нечитаемые буквы — это признак чистого властолюбия и, как правило, завершается подпись вертикальным всплеском с точкой или штрихом по горизонтали. Если подпись помещается в петле и при этом состоит из двух, трех букв, — это говорит о скрытности и независимости характера человека. Он как — бы отгораживается от всех, демонстрируя свою отчужденность.

18. Наличие большого захвата в подписи, т. е. большой петли в начале, и резкого штриха, переходящего в серпантин в конце подписи, говорят о несоответствии для человека должности и его профессиональных знаний.

19. Встречаются подписи, украшенные непонятными знаками. Чем больше такой загруженности в подписи, тем больше способности у человека «делать из мухи слона». Человек в этом случае сам себе создает проблемы. Такие подписи встречаются у психастеников. Наоборот, чем проще подпись, тем с меньшими проблемами живет человек. Его философский принцип жизни — решать проблемы по мере их поступления.

20. Точка в подписи является положительным признаком в характере человека и свидетельствует о его дисциплинированности, склонности к завершению намеченного. Если точка стоит в конце подписи, то это говорит о стремлении человека обязательно завершить начатое дело, это один из показателей его исполнительности. Наличие точки в начале подписи свидетельствует о стремлении человека получить исчерпывающую информацию, прежде чем он приступит к осуществлению задуманного, часто это принцип материальной заинтересованности.

21. В самом общем виде ясность и разборчивость подписи говорят об открытости человека о стремлении его быть понятым окружающими. Это подписи учителей, преподавателей. В то время как неразборчивость подписи — это всегда скрытость, эгоизм, относительная собственная аккуратность и наличие чистоплюйства.

22. Довольно редко, но встречаются подписи с использованием иностранных букв, притом, что человек не владеет профессионально иностранным языком. В этом случае хозяин подписи может быть просто поклонником всего зарубежного и таким образом выделяет себя из всей массы людей; ему может быть свойственна независимость во взглядах; наконец, он просто увлечен иностранным языком, и это его невольно возвеличивает над другими.

23. Поскольку графология довольно тесно связана с психологией человека, графологу важно при анализе почерка и подписи учитывать скорость написания письма. Если человек чаще всего ставит свою подпись быстро, не задумываясь, то это характеризует в нем следующее:

— возможно это профессиональная привычка, например, кассира, преподавателя во время зачета или экзамена;

— чаще всего это является показателем более повышенной степени восприимчивости у возбудимо холерического темперамента. В таком случае следует обратить внимание испытуемого на состояние его нервной и сердечнососудистой системы.

24. Наклон почерка, как и наклон подписи, имеют большое значение в графологии. Чаще всего встречается правонаклонная подпись, что говорит о сбалансированности черт характера человека, о его способности к пониманию и компромиссу. При этом, конечно, следует учитывать и другие факторы: форму письма, форму букв и т. д.

25. Если подпись опрокинута влево, — это говорит о несоответствии естественных личных склонностей и влечений человека с условиями воспитания в его жизни, а также указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда — скрытость и неискренность. Наклон в подписи разнотипен, например пляшущие буквы, наличие угловатых и круглых букв, — это признак несдержанности испытуемого, разбросанность в целеустремлениях. С такими людьми следует быть осторожными в делах и взаимоотношениях.

26. Иногда встречаются люди, которые владеют разными видами подписей. Это говорит об избирательном отношении к окружающим. В одном случае их подпись аккуратная и читаемая, что говорит об их отношении к собеседнику, желании показать себя с лучшей стороны, в другом — неразборчивая, небрежная, что подтверждает способность человека относиться к людям также небрежно, как выглядит его подпись.

27. Подпись, как и почерк человека, меняются, соответствуя его настроению и возрастным особенностям. Если человек деградирует, то деградирует и его подпись, например временная деградация подписи пьяного человека. Изменение подписи логично предположить по мере интеллектуального совершенствования человека, например, изменение подписи в студенческие годы.

28. Наряду с подчеркиванием и перечеркиванием собственной подписи, иногда можно наблюдать возврат к началу подписи. В случае если испытуемый, написав какую — то часть подписи, возвращается назад какой — либо линией, или, возвратившись, что — то еще дописывает, то это говорит о том, что владелец подобной подписи, проделав определенную работу, склонен возвратиться к ее началу, анализировать сделанное. У такого человека часто появляется желание привнести что-то новое, видоизменить выполненную работу.

29. Особый интерес для графолога представляет подпись, которая выполнена волнистыми линиями с преобладанием круглых букв, наличием вертикальных штрихов и с удлинением в виде «оптимистического хвостика». Такая подпись характеризует человека гибкого, дипломатичного, способного идти на компромисс, легко адаптироваться к различным условиям жизни. Чаще — это сангвиники либо холерики и реже — меланхолики и флегматики.

30. Проявление своенравия, самоуверенности и даже деспотизма легко определить при наличии удлиненного начала подписи. В этом случае подпись трудно прочесть, потому что она изобилует штрихами и волнистыми линиями с обязательным признаком нежелания допускать в свои дела посторонних.

31. Исследование амплитуды подписи позволяет определить ряд качеств человека. Например, если амплитуда явно уменьшается от начала подписи к её концу (условно назовем такую форму подписи — «закрытый клювик птички»), то это означает, что работоспособность, энергия, интерес и другие качества человека также снижаются от начала к концу деятельности. Такие люди быстро утомляются, могут быть раздражительными, но при этом они всегда «сами себе на уме» и умеют хранить тайны. Наоборот, когда подпись от начала к концу имеет явное расширение («открытый клювик птички»), это говорит об обратном в человеке, а именно о его способности постепенно развивать свою активность, но при этом хранителем тайны такого человека назвать трудно. Если амплитуда подписи ровная, то это характеризует человека как стабильного в своей деятельности, в отношениях с другими людьми, выдержанного и рассудительного.

32. Изысканная, геометрическая выдержанность подписи, наличие полной читаемости, заглавной буквы имени с точкой в начале и росчерком в конце, равномерностью интервалов между буквами, равномерностью нажима и амплитуды подписи — характеризуют особую степень волевого развития человека, психическую выдержанность, работоспособность, постоянство в отношении с другими людьми, надежность партнерства. Противоположные признаки подписи свидетельствуют об обратном.

33. Использование комбинаторики в подписи, т. е. соединение двух рядом расположенных букв в начале подписи, например, когда вторая часть заглавной буквы «Л» служит началом заглавной буквы «К», характеризуют человека «комбинатора». У такого человека рациональный, практический ум, как правило, сангвиник по темпераменту, он может одновременно делать несколько дел, логично сочетая одну форму деятельности с другой.

34. Оригинальной является подпись, которая состоит из одной буквы «С». Называется подпись — «булавка». Она выполнена действительно как булавка, а поскольку булавка имеет свойства открываться в самый не подходящий момент и уколоть, поэтому и подпись получила такое название. Как показывают наблюдения, хозяину такой подписи присущи качества булавки — «уколоть другого».

35. Использование цифровых добавлений в подписи характеризуют испытуемого далеко не с лучшей стороны. Такие люди часто проявляют излишнюю мнительность, недоверчивость и осторожность. Может иметь место склонность к нервно-психическим заболеваниям.

Представленные наиболее общие образцы расшифровки подписей, конечно же, не исчерпывают всей полноты и возможности творческого потенциала человека в усовершенствовании своей подписи. Однако следует обратить внимание любителей графологии на тот факт, что анализ подписи является самым общим отражением характера человека — личности как разумного существа. Более объективную характеристику человека можно получить, анализируя его почерк.

У человека с обостренной нервной чувствительностью порывистостью, деятельность которого отличается неравномерностью приложения энергии, также и почерк будет отличаться неравномерностью, геометрической невыдержанностью (в нажиме, который будет распределен неравными по силе мазками, размере букв в одном слове и т. п.) Замечено, что во время беременности почерк женщины также претерпевает определенные изменения (становится наклоннее, теряется выравнивание); это не покажется удивительным, если принять во внимание, что женщина обыкновенно в такое время обнаруживает много резко бросающихся в глаза странностей в своем поведении, прихотях, настроениях и даже мышлении. В настоящий момент вообще можно считать твердо установленным факт непременного изменения почерка при всяком расстройстве нервной системы, проявляющегося ранее всех других симптомов болезни. Легкие расстройства письменной речи, на которые обычно не обращает никакого внимания сам пишущий, крайне распространены, и едва ли найдется много людей, у которых не наблюдалось это хотя бы временно. Незначительные неправильности кровообращении, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке, и если мы этого не замечаем, то только потому, что привыкли вообще не следить за своим почерком. Первые признаки усталости также отражаются в почерке, который становится крупнее; при сильной утомленности появляется дрожание в волосяных штрихах букв. Отсюда видно, какую роль может сыграть графология в вопросах гигиены умственного и физического труда. Равным образом влияют на почерк и временные нарушения деятельности мозга, вызванные различными состояниями наркотического возбуждения.

Современными исследователями установлено, что каждая профессия характеризуется определенным комплексом признаков, выявляющих собою отличительные стороны данной профессии. Так, например, военная профессия требует присутствия в характере выносливости, самообладания, решительности и находчивости. Таким образом, молодые люди, в почерке которых имеются признаки, указывающие на подобные свойства характера, безусловно, будут более пригодны для этой профессии, чем те, почерк которых указывает на нерешительность, неуравновешенность, нетерпеливость и т. п.

Характер почерка, как правило, учитывается при подборе кадров, а также при прогнозировании будущей специальности. Долголетнее занятие определенной профессией естественно отражается и на почерке. Например, безусловно, имеют нечто общее почерки врачей на рецептах. Образность представлений, творческая фантазия, присущая людям художественного склада (художникам, поэтам), выражается, например, в известной стилизации, фигурности рисунков букв, часто типографичности заглавных букв. Математики настолько привыкают к писанию формул и цифр, что в их почерке некоторые буквы совершенно напоминают алгебраические и т. п. знаки. Также у лиц, занимающихся цифровым трудом, некоторые буквы бывают поразительно похожи на цифры. Накладывают отпечаток на почерк и занятия письменным трудом, хотя необходимо в данном случае подразделять этот труд на две основных группы: механический и творческий. При первом буквы будут очень ясны, почерк будет весьма близок к каллиграфическому, заглавные буквы часто будут снабжены специфическими «канцелярскими» завитками; второй же чаще всего неразборчив, в отдельных деталях даже некрасив, но образует одно гармоническое целое благодаря легкости, быстроте и свободности, с которыми он исполнен (почерк ученых, литераторов). Однако следует подчеркнуть, что графология не позволяет по почерку определить точно род занятий испытуемого. Она может быть только определенным ориентиром в плане векторного определения рода занятий человека, его болезненного состояния и т.д. Актуальность графологии в условиях информационного поля определяется объективным методом «сканирования» человека как самого себя, что и предполагает будущее самой науки.